Формы олигофрении и ее классификация (Сухарева, Певзнер)

Умственное недоразвитие: самые опасные формы недуга

Эмиль Крепелин предложил такое понятие в психиатрии, как «олигофрения». Синонимом термина является малоумие или умственная отсталость. Недостаточное развитие психики проявляется в низких интеллектуальных способностях, может быть вызвано патологией головного мозга. Недуг бывает приобретенным в раннем возрасте или же врожденным. Олигофрения сопровождается нарушениями разума, моторики, речи, устойчивости эмоций, воли и приводит к социальной дезадаптации.

Существуют разные классификации олигофрении. Каждая из них обладает своими несовершенствами и достоинствами. Области применения у них также различные.

Стоит отметить работы Певзнер М.С. На основе глубокого психолого-педагогического и клинического опыта Мария Семеновна смогла выявить структуру дефекта при малоумии, которая составляла 75% возможных аномалий детского возраста и ввести классификацию недуга. Открытие было осуществлено в 1959 году.

Формы заболевания

  • Формы заболевания
  • Атипичная форма
  • Отличия

В современной психиотрии различают различные формы олигофрении, которые отличаются друг от друга симптоматикой и тяжестью. Начнём по порядку:

При такой умственной отсталости наблюдается дисбаланс нейродинамических процессов, который проявляются следующими вариациями: превалирование возбудимости над заторможенностью; доминирование торможения над ажитацией; слабость ключевых нервных процессов.

  1. Индивидуумы-олигофрены с явленной недоразвитостью лобных долей.
  2. Малоумие, характеризующееся нарушениями анализаторов.
  3. Разновидность болезни с проявлениями психопатоподобных форм поведения.

По степени выраженности недуга различают слабо выраженную разновидность – дебильность, средне выраженную – имбецильность и крайне выраженную – идиотию. Наиболее легкой степенью малоумия является дебильность. Больные с таким диагнозом без проблем обучаются и овладевают простыми трудовыми процессами. Показатель IQ (коэффициент интеллекта) имеет значение от 50 до 70.

Ссылаясь на международную классификацию болезней 10-го пересмотра можно выделить такие виды олигофрении:

  • легкая степень (коэффициент интеллекта у таких людей равен значениям IQ 50-70);
  • умеренная степень ( IQ 35-50);
  • тяжелая (количественная оценка интеллекта IQ 20-35);
  • глубокая (коэффициент IQ – менее 20).

Между степенями не прослеживается четкой границы, существуют промежуточные значения.

Атипичная форма

Приатипичной олигофрении речь развивается лучше, чем мышление. Зачастую такие дети-олигофрены имеют превосходный музыкальный слух и умеют считать устно. Они являются общительными, благодушными и дружелюбными. Редко среди них встречаются угрюмые, раздражительные личности склонные к аффективным состояниям. Такие индивидуумы могут иметь периодические судорожные приступы.

Умственное недоразвитие может встречаться при водянке головного мозга. Врожденная гидроцефалия имеет такие признаки: крупный череп и рельефный лоб, плоские орбиты, лицо треугольной формы (в сравнении с большим черепом является маленьким). Сильно набухают роднички, и долгое время не зарастают. Практически у всех пациентов наблюдаются нарушения двигательного аппарата.

Олигофрения и ДЦП

Детский церебральный паралич обнаруживается врачами в 60% случаев данного недомогания. Болезнь возникает из-за дефектов головного мозга, которое возникло во внутриутромбном, интранатальном, постнатальном периодах. Характерные признаки: отклонения в моторном развитии, приостановка речевого развития у детей. Часто проявляется дизартрия. Уровень расстройства – небольшое расстройство в эмоциональной или волевой сфере, тяжелый сбой интеллектуальных процессов.

Краниостеноз

Недомогание появляется вследствие преждевременного зарастания черепных швов. У таких детей диагностируется повышенное внутричерепное давление, появляется рвота и головная боль, уменьшается острота зрения.

В 1965 году Сухаревой Г.Е удалось выделить такие формы слабоумия: осложненная, не осложненная и атипичная. Не осложненная разновидность недомогания связана зачастую с генетическим отклонением. При болезни диагностируется недоразвитие в речевой, моторной, интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной, соматической и неврологической сферах.

Осложненная форма олигофрении характеризуется психическим расстройством и сопровождается болезненной симптоматикой из-за разлада (церебрастенического, апатико-адинамического, психопатоподобного, эпилептиформного, неврозоподобного) нервной системы. Вследствие чего развиваются такие осложнения? Причиной могут быть асфиксии, родовые травмы, перенесенные инфекции в 2 или 3-годичном возрасте.

В некоторых случаях может диагностироваться фенилпировиноградная олигофрения. Это редкая болезнь, которая передается по наследству. Она связана с нарушением метаболизма аминокислот. Сопровождается накоплением токсических продуктов в организме. Вследствие этого поражается ЦНС.

Наиболее изученной областью является вирусная эмбриопатия. Из-за поражения зародыша вирусом краснухи возникает рубеолярная олигофрения. Передается вирус от нездоровой матери. От срока беременности (5-9 недель) зависит вероятность поражения плода.

Читайте также:  Может ли тест на беременность ошибаться на ранних сроках при задержке, до и после задержки, при поло

При мориоподобном варианте олигофрении больной является беспечно-благодушным, безмятежным, безынициативным, пассивно подчиняемым. Такой индивидуум имеет склонность к однообразным фантазиям. На фоне повышенного настроения может становиться гневливым.

Отличия

Слабоумие при олигофрении остается стабильным в отличие от деменции и в будущем состояние больного не ухудшается. Вследствие органического поражения мозга после перенесенных заболеваний, травм головы, наследственности, инфекций может развиться деменция. Это приобретенное малоумие, которое часто прогрессирует. При этом наблюдается расстройство в эмоциональном плане, в памяти и мышлении. Со временем больной деменцией лишается своих знаний и навыков. Наблюдается распад личности. Человек начинает полностью зависеть от окружающих. Чаще болезнь поражает старых людей. В народе даже существует такой термин как «старческий маразм». Изредка деменция может возникать у детей. В случае таких подозрений нужно как можно скорее проконсультироваться с врачом.

Справочник по психиатрии

ОЛИГОФРЕНИИ

  • Общая характеристика
  • Эпидемиологическая справка
  • Этиология
  • Клиническая картина
  • Классификация олигофрений
    • Клинические формы олигофрении по выраженности слабоумия
      • Идиотия
      • Имбецильность
      • Дебильность
    • Клинические формы олигофрении, установленные по признаку этиологии
  • Отдельные формы олигофрений
    • Истинная (первичная) микроцефалия
    • Ложная (вторичная) микроцефалия
    • Синдром Рада
    • Невоидные формы слабоумия, или факоматозы
    • Фенилкетонурия
    • Гомоцистеинурия
    • Галактоземия, фруктозурия и сукрозурия
    • Энзимопатии, связанные с нарушением липидного обмена
    • Гаргоилизм (мукополисахаридоз)
    • Арахнодактилия (синдром Марфана)
    • Болезнь Лоренса—Муна—Барде—Биля
    • Болезнь Дауна
    • Синдром Шерешевского—Тёрнера
    • Синдром трипло-X
    • Синдром Клайнфелтера
    • Синдром дубль-Y
    • Рубеолярная олигофрения
    • Олигофрения, обусловленная врождённым сифилисом
    • Олигофрения, вызванная токсоплазмозом
    • Олигофрения, обусловленная листериозом
    • Гипотиреоидная олигофрения (кретинизм)
    • Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных
    • Олигофрения, вызванная асфиксией плода и новорожденного, а также родовой травмой
    • Олигофрении, обусловленные ранними постнатальными инфекциями и травмами
    • Олигофрения, вызванная гидроцефалией
    • Краниостеноз
    • Олигофрения, сочетающаяся с детским церебральным параличом
  • Лечение и профилактика олигофрений
  • Реабилитация и социальная адаптация
  • Психозы у олигофренов
  • Трудовая экспертиза

Олигофрения (малоумие) — врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Врожденное слабоумие с признаками недоразвития (олигофрению) принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия с распадом психической деятельности.

Общая характеристика. Олигофрения относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении). Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего организма больного. Олигофрении — клинически однородная группа заболеваний различной этиологии, объединяемых двумя обязательными признаками: 1) психическим недоразвитием с преобладанием интеллектуальной недостаточности; 2) отсутствием прогредиентности.

Динамика олигофрений связана с возрастным развитием (эволютивная динамика) с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и различных экзогенных, в том числе психогенных, факторов.

К олигофрениям не следует относить врожденные или возникающие в детстве прогредиентные заболевания, сопровождающиеся слабоумием, остаточные явления раннего органического поражения головного мозга с деменцией, а также вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением речи, слуха и т. д.

Олигофренами не являются малоодаренные дети и дети с временной задержкой развития в связи с истощающими заболеваниями или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, эмоциональная депривация).

Во многих странах олигофрения объединяется с различными формами рано возникшей деменции и задержками психического развития под обобщающим названием «умственная отсталость». Основным диагностическим критерием умственной отсталости считается количественная оценка интеллекта по стандартным психологическим тестам (интеллектуальный коэффициент — IQ). В 15-м докладе Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по психогигиене (1967) указаны следующие критерии: легкая умственная отсталость — IQ = 50—70; средней тяжести — IQ = 35—50; резко выраженная — IQ = 20—35; глубокая — IQ меньше 20.

Читайте также:  Сломанные уши в ММА – это боль, статус, культура

Эпидемиологическая справка. Умственная отсталость широко распространенна во всем мире (1—3% населения). Приблизительно 75% лиц, относимых к умственно отсталым, имеют легкую отсталость (IQ>50). Остальные, т. е. те, у кого IQ

Нарушения интеллектуальных функций у детей с различными формами ДЦП

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности – абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.

Следует осторожно оценивать тяжесть поражения двигательной, речевой и особенно психической сферы в первые годы жизни ребенка с двигательными нарушениями. Тяжелые нарушения двигательной сферы, речевые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребенка. Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у детей с тяжелой двигательной патологией.

Ряд нарушений познавательной деятельности характерен для определенных клинических форм заболевания. При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса. Выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речевого ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых трудностей. В то же время они испытывают существенные затруднения привыполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асимметричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление. У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в трудностях глобального восприятия количества, сравнения целого и частей целого, усвоения состава числа, восприятия разрядного строения числа и усвоения арифметических знаков. Отдельные локальные нарушения высших корковых функций – пространственного гнозиса и праксиса, функции счета (последнее принимает иногда форму выраженной акалькулии) – могут наблюдаться и при других формах ДЦП, однако несомненно, что эти нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплегии.

У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-пространственная дисграфия. Оптико-пространственные нарушения проявляются при чтении и письме: чтение затруднено и замедлено, так как дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности. У них позже, чем у сверстников, формируется представление о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку.

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия). Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

. Сравнительный анализ нарушения интеллектуальных функций при разных формах ДЦП.

Читайте также:  Список анализов перед операцией – почему необходима диагностикаПарашистай

Спастическая диплегия. Полученные экспериментальные данные позволяют сделать следующие вывод ы: 1. Общий уровень интеллекта у детей со спастической диплегией располагается, в основном, в диапазоне задержки психического развития. 2. Структура интеллекта у детей со спастической диплегией отличается выраженной диспропорцио-нальностью. Это проявляется в недоразвитии невербальных функций, обусловленном низким уровнем развития зрительно-пространственных и энергетических функций интеллекта. 3. Возрастной анализ показал, что в младшем школьном возрасте наблюдается недоразвитие всех сторон интеллекта (вербальной, перцептивной и энергетической). В среднем и старшем школьном возрасте отмечается выраженная тенденция развития вербальных структур интеллекта, при недоразвитии перцептивных и энергетических характеристик. 4. Корреляционный и факторный анализ позволил выявить качественное своеобразие процесса структурообразования психических функций у детей с ДЦП. При относительно сохранном развитии вербального интеллекта отмечается его автономность, слабая взаимосвязь с невербальными характеристиками интеллекта. Обнаруживается высокая

значимость внимания и памяти в развитии уровневых и структурных характеристик ин-теллекта у детей с ДЦП, а также слабость межфункциональных связей. Итак, у детей со спастической диплегией, так же как и у здоровых детей, с возрастом наблюдаются качест-венные изменения в формировании межфункциональных связей, что проявляется в тен-денции к их интеграции в общей структуре интеллекта. Однако, несмотря на общую пси-хологическую закономерность в развитии межфункциональных связей у здоровых и боль-ных детей, у последних имеют место более низкая возрастная динамика в их развитии, а также качественно иные критерии структурообразования. Все это проявляется в диспро-порциональном развитии интеллекта у детей с ДЦП.

Гемипаретическая форма ДЦП Сравнительный анализ данных по блокам показал сле-дующее: Статистически достоверны различия по блоку 1 (вербальное понимание). У детей с левосторонним гемипарезом (правополушарный дефект) эффективность выполнения заданий этого блока выше, что указывает на более высокое развитие мыслительных про-цессов, опирающихся на существенное участие логических кодов языка. Статистически достоверные различия получены при выполнении заданий по блоку 2 (перцептивная орга-низация). У детей с правосторонним гемипарезом (левополушарный дефект) выявлены более высокие результаты при выполнении невербальных заданий субтестов. Качествен-ный анализ показал, что дети с левосторонним гемипарезом при выполнении заданий этих субтестов не могли найти нужного направления в расположении деталей и положение элементов на образцах-рисунках. Общими особенностями для детей с левосторонним гемипарезом являются затруднения в анализе пространственных отношений, а также недоразвитие синтетической деятельности, опирающейся на сложные пространственные представления. У детей с правосторонним гемипарезом также наблюдались трудности при выполнении заданий второго блока. Качественный анализ ошибок выявил замедленный темп выполнения заданий и трудности предварительной ориентировки в задании. Грубых нарушений зрительно-пространственного анализа и синтеза в отличие от группы больных с левосторонним гемипарезом у них не наблюдалось. В группе больных с левосторонним гемипарезом в сравнении с правосторонним выявлены более низкие показатели по блоку 3 (память и внимание). Это говорит о выраженном недоразвитии регуляции психических процессов у детей с правополушарным дефектом. Полученные данные подчеркивают высокую значимость правого полушария мозга в онтогенезе зрительно- пространственных функций и регуляторных процессов. Эти данные совпадают с результатами нейропсихологических исследований детей с различными поражениями мозга . При поражении правого полушария в раннем онтогенезе структура нарушений ВПФ сложнее и многообразнее, чем при поражении на более поздних этапах онтогенеза, и они значительно хуже компенсируются в силу высокой значимости правого полушария для развития этих функ-ций в раннем возрасте. Следовательно, разные формы ДЦП у детей и подростков разли-чаются не только частотой интеллектуальных нарушений, но и качественным своеобра-зием структурообразования психических функций в зависимости от степени и тяжести поражения головного мозга.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Ссылка на основную публикацию
Формы ногтей при различных заболеваниях
Почему ногти становятся волнистыми на пальцах рук и ног О красивых и ухоженных ноготках мечтает каждая женщина. Профессиональный уход, шлифовка,...
Флуимуцил® (Fluimucil®) — инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные д
Антибиотик Zambon Флуимуцил-антибиотик ИТ (для ингаляций) - отзыв Флуимуцил-Антибиотик ИТ при аденоидите у ребенка: противный, но эффективный ������ Как приготовить...
ФЛУКОНАЗОЛ (Дифлюкан) The AIDS InfoNet
Улучшение возможно на следующий день Для лечения молочницы* применяют противогрибковые препараты. 1 Дифлюкан применяется, когда местное лечение кремами или суппозиториями...
Формы олигофрении и ее классификация (Сухарева, Певзнер)
Умственное недоразвитие: самые опасные формы недуга Эмиль Крепелин предложил такое понятие в психиатрии, как «олигофрения». Синонимом термина является малоумие или...
Adblock detector