Физиология крови (тромбоциты, гемостаз)

Урок биологии 8 класс » Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции».
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.

— образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особенностях крови, плазмы крови; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «кровь», «плазма крови».

— развивающая: развивать умения учащихся обосновывать свое мнение; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; умения работать с микроскопом.

— воспитательная: воспитывать культуру общения; ; создать условия для развития интереса биологических знаний.

Оборудование: Таблицы “Ткани организма человека”, “Состав крови”, “Кровь человека”; микропрепараты, цифровой микроскоп, мультимедийное учебное пособие «Анатомия и физиология человека. Кровь – жидкая ткань». Видеофильм «Кровь», интерактивное оборудование, ПК.

Скачать:

Вложение Размер
plazma_krovi_i_eyo_sostav._att.docx 25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Плазма крови, ее состав.

Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.

Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.

— образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особенностях крови, плазмы крови; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «кровь», «плазма крови».

— развивающая: развивать умения учащихся обосновывать свое мнение; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; умения работать с микроскопом.

— воспитательная: воспитывать культуру общения; ; создать условия для развития интереса биологических знаний.

Оборудование: Таблицы “Ткани организма человека”, “Состав крови”, “Кровь человека”; микропрепараты, цифровой микроскоп, мультимедийное учебное пособие «Анатомия и физиология человека. Кровь – жидкая ткань». Видеофильм «Кровь», интерактивное оборудование, ПК.

Тип урока: комбинированный.

1. Проверка знаний:

Внутренняя среда организма, её состав и значение.

1. Опрос «Учитель-ученик»

-Почему клетки организма не получают необходимые для их жизнедеятельности вещества непосредственно из крови?

-Почему содержание тканевой жидкости в организме значительно превышает остальные компоненты?

-Почему количество тканевой жидкости не уменьшается, несмотря на то, что клетки постоянно получают из неё питательные вещества и кислород?

— В чём проявляется постоянство внутренней среды организма?

3. Заполните таблицы по следующей форме:

Компонент внутренней среды

Расположение в организме

2.Изучение нового материала.

1. Плазма крови, ее состав

Учитель сообщает учащимся, что плазма крови содержит 90-92% воды и 8-10% неорганических и органических веществ.

Неорганические вещества составляют 0,9-1,0% (ионы Na, K, Мg, Ca, C1, Р и др.)

Среди органических веществ плазмы 6,5-8% составляют белки( альбумины, глобулины, фибриноген), около 2% приходится на глюкозу – 0,1% аминокислоты – мочевина, липиды. Белки наряду с минеральными солями поддерживают кислотно-щелочное равновесие. Учащиеся самостоятельно с помощью учебника составляют схему:

Плазма крови, ее состав:

2.Клетки крови, их строение и функции

Эритроциты : особенности строения и функции.

Сообщение ученика «История открытия эритроцитов». Учитель обращает внимание учащихся на то, что в 1 мм3 крови содержится 4,5-5 млн. эритроцитов. Ни одна клетка нашего организма не похожа на эритроцит. Все клетки имеют ядра – у эритроцитов их нет. Большинство клеток неподвижны, эритроциты двигаются, правда, не самостоятельно, а с током крови.

Остальное клетки бесцветны – эритроциты в массе имеют красный цвет за счет содержащегося в них пигмента – гемоглобина. Природа идеально приспособила эритроциты для выполнения основной роли – транспорта кислорода: благодаря отсутствию ядра, выигрывается место для гемоглобина, которым буквально нафарширована клетка. Перенос кислорода настолько важная задача, что для наиболее полноценного ее выполнения эритроциты человека в процессе развития даже лишились своего клеточного ядра и уже сами не могут размножаться. Но зато место ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода, чем эритроциты низших животных. Так на высоких ступенях развития животного мира отдельные клетки «Приносят себя в жертву» всему живому организму. Эритроциты образуются в красном костном мозге губчатого вещества костей. Время циркуляции в крови составляет около 120 суток, после чего они разрушаются в селезенке и печени. Как вы думаете, есть ли различие в строении эритроцитов других классов позвоночных животных? Для ответа на этот вопрос, нам необходимо провести лабораторное исследование: изучить препараты крови человека и лягушки по инструктивным карточкам и сделать вывод по данному исследованию.

Лабораторная работа: «Изучение препаратов крови лягушки и человека».

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.

1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 1-2 эритроцита.

2. Изучите препарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.

3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдения занесите в таблицу.

4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?

Диаметр клетки, мкм

3. Гемоглобин и его свойства. Что же такое гемоглобин? Послушаем

сообщение учеников «Открытие, сделанное в Дерпте», «Нобелевская премия Макса Перутца». Учитель подчеркивает, что в эритроцитах содержится белок – гемоглобин, состоящий из белковой и небелковой частей. Небелковая часть (гем) содержит ион железа. Природа – великий экспериментатор и прекрасный зодчий – создала дыхательные пигменты как форму приспособления организма к недостатку кислорода. Дыхательные пигменты представляют собой соединение белка с железом или медью. Именно такие соединения лучше всего доставляют кислород к клеткам и тканям. Кроме гемоглобина мы знаем ещё три дыхательных пигмента. В крови животных разных систематических групп присутствуют разные дыхательные пигменты. Например, у некоторых улиток и ракообразных в гемолимфе находится гемоцианин (содержащий медь), у головоногих моллюсков – гемоэритрин (содержащий железо), у разных видов кольчатых червей –гемоэритрин (содержащий железо) . Вовсе не следует думать, что они, как гемоглобин, красного цвета. Некоторые животные имеют пресловутую голубую кровь. Есть виды членистоногих с зеленой кровью, в их числе – крабы, спруты и скорпионы. Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин? Обсуждаем варианты ответов учащихся.

Гемоглобин – наиболее совершенное творение природы. Действительно, гемоглобины по сравнению с другими дыхательными пигментами обладают большей кислородной ёмкостью, поэтому они могут больше присоединять или отдавать кислорода. Кислородная ёмкость крови (КЕК-) это максимальное количество кислорода, обратимо связываемое дыхательными пигмента. Поэтому в ходе эволюции животного мира выбор был сделан в пользу гемоглобина. Основная задача гемоглобина – транспортировка кислорода от легких к тканям. Соединение гемоглобин – кислород имеет ярко-алую окраску.

Hb + 02=HbO2 – оксигемоглобин.

В тканях организма, куда попадает по капиллярам кровь их легких, кислород отщепляется от HbO2 и используется клетками. Освободившийся же при этом гемоглобин присоединяет к себе накопившуюся в тканях углекислоту, а результате чего возникает другое соединение гемоглобина – карбгемоглобин.

В природе имеется еще одно вещество, которое так же активно, как и кислород, соединяется с гемоглобином. Это угарный газ. Угарный газ, вступая в соединение с гемоглобин, образует так называемый карбоксигемоглобин. Гемоглобин после этого временно теряет способность соединиться с кислородом, и наступает тяжелейшее отравление. Учитель предлагает ученикам сделать записи в тетрадях.

4. Лейкоциты, строение и функции.

Учитель обращает внимание, что это самые крупные клетки крови человека, в 1мм3 крови содержится 6-8 тыс. лейкоцитов – ядерные клетки размером 8-10 мкм, способные к самостоятельным движениям.

Различают несколько типов лейкоцитов: моноциты, лимфоциты, базофиты, нейтрофилы. Они образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах и селезенке, разрушаются в селезенке. Продолжительность жизни большинства лейкоцитов от нескольких часов до 20 суток, а лимфоцитов – 20 лет и более. Рассказ учителя о фагоцитозе, открытие фагоцитоза И.И. Мечниковым.

Долгое время учёные не могли определить функцию этих клеток. Лишь в 1882 г. учёный И.И. Мечников на основе своего известного опыта с личинками морской звезды сделал вывод о том, что подобные клетки — лейкоциты. Клетки эти И.И. Мечников назвал фагоцитами, а явление фагоцитозом.

В нашем организме часто происходят невидимые сражения. Они ведутся по всем правилам военного искусства. Вы занозили палец, и уже через несколько минут к месту повреждения устремляются лейкоциты. Они вступают в борьбу с микробами, которые проникают вместе с занозой. Образуется гной, который состоит из «трупов» лейкоцитов, погибших в «бою» с инфекционным началом.

5. Строение и функции тромбоцитов.

Рассказ учителя о строении и функции тромбоцитов. Тромбоциты – это мелкие безъядерные образования, в 1 мм3 содержится 250-400 тыс., участвуют в процессах свертывания крови.

Продолжительность их жизни 5-7 дней, образуются в красном костном мозге.

Самостоятельна работа с текстом учебника: рассказ учителя с элементами беседы о механизме свёртывания крови.

Свертывание крови – важнейший защитный механизм. Он представляет собой цепь реакций, в результате которых растворенный в плазме фибриноген превращается в нерастворимый фибрин.

В процессе объяснения учебного материала ученики заполняют таблицу «Клетки крови»:

Конспект урока «Кровь»

Цель урока: сформировать представление о плазме и клетках крови, их строении , составе и функциях.

Задачи урока: расширить знания о крови: о составе, строении и функциях её клеток и плазмы; раскрыть сущность фагоцитоза и его роль в организме ; охарактеризовать биологический процесс ввертывания крови его роль в жизни человека; продолжить формирование навыков лабораторных и практических наблюдений, обобщения, сравнения, формулирования выводов.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения клеток крови в связи с их функциями
  • значение свертывания крови

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови
  • характеризовать состав крови и функции ее форменных элементов
  • раскрывать сущность биологического процесса свертывания крови
  • работать с готовыми микропрепаратами крови человека и лягушки, сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы
  • раскрывать основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови
Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно работать с учебником, тетрадью
  • находить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее
  • проводить наблюдения, исследования
  • давать определение понятий
  • объяснять одноклассникам изученный материал
  • сравнивать объекты
  • владеть устной речью, строить логическое рассуждение и умозаключение, делать выводы
  • сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе
  • владеть основами самоконтроля и самооценки своих знаний и действий
Личностные результаты обучения:
  • познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека и его возможностей
  • знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий
Основные виды деятельности учащихся:
  • называют состав крови (плазма и форменные элементы)
  • кратко характеризуют основы учения И.И. Мечникова о защитных функциях крови
  • сравнивают клетки крови и выявляют черты сходства и различия в их строении и выполняемых функциях
  • рассматривают готовые микропрепараты крови под микроскопом и описывают их
  • распознают на таблицах, микропрепаратах клетки крови
  • обосновывают взаимосвязь строения и функций эритроцитов и лейкоцитов

Тип урока: урок изучения нового материала

Средства обучения: учебник, микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, портрет И.И. Мечникова, компьютер, презентация по теме

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учителя (здравствуйте товарищи кадеты)

Ребята, знаете, что произошло сегодня утром?
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась, получается, менялась.
– А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг – другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг – другу.

2. Определение темы урока, постановка цели и задач

Сегодня все узнаете о ней,
Той, что для всех живых всего важней.

Она бежит по замкнутой системе,
Имеет плазму, клетки и пластинки,
Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты,
Мелькают в ней как яркие картинки.

Гемоглобин ее окрасил в красный цвет,
О чем веду я речь?
Кто даст мне правильный ответ?

(Ответы обучающихся: кровь).

Итак, тема нашего урока «Кровь». Испокон веков с кровью ассоциировалось что– то таинственное, даже мистическое. Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной.

А французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “зеркалом организма”

– Действительно ли это так? Давайте разберемся. Что для этого нам нужно сделать?

  1. Изучить состав крови
  2. Изучить строение клеток крови
  3. Изучить функции крови

3. Актуализация знаний

– А может быть вам уже что-то известно?

(Учащиеся составляют на доске кластер « Кровь»)

Далее идет обобщение знаний учащихся

4. Изучение нового материала

(Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала); (самостоятельное творческое использование умений и навыков)

4.1. Состав крови, строение клеток крови

Кровь – жидкая подвижная соединительная ткань внутренней среды организма, циркулирует по замкнутой системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца и не сообщается непосредственно с другими тканями тела.

(Записывают в рабочий лист). По ходу рассказа заполняют схему « Состав крови».

Общее количество крови в организме 7% его массы, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость– плазма крови и нижний слой – осадок темно– красного цвета, который образован форменными элементами– клетками крови: лейкоцитами. эритроцитами и тромбоцитами. В плазму крови входит множество простых и сложных веществ– 90 % составляет вода и только 10% приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав. Здесь и сложнейшие белки, среди них фибриноген, который принимает участие в свертывании крови, жиры и углеводы, соли, кислоты, различные газы и другие вещества. Каждое из них имеет определенное и важное значение.

– Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют 96%, лейкоциты 3%, тромбоциты 1%.

– Давайте более подробно изучим форменные элементы. Используя текст учебника с. 84-87, заполните таблицу в рабочем листе (1 группа заполняет колонку –эритроциты, 2 группа –лейкоциты, 3 группа –тромбоциты).Через 5 минут группы отчитываются, при отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы.

Отчет 1 группы:

Название клетки

Количество 1 мм 3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Красные безъядерные клетки, двояко вогнутые, содержат гемоглобин.

Красный костный мозг

Транспортировка кислорода к тканям и углекислого газа к легким.

Прием «Удивляй»

(заранее подготовленный ученик рассказывает интересные факты об эритроцитах)

  1. Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору( вспомним длину экватора более 40000 км)
  2. Если считать число эритроцитов человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется 450 тысяч лет
  3. В один день костный мозг производит 320 млрд. клеток эритроцитов, в одну секунду – 2,5 млн. клеток

– Эритроциты выполняют важнейшую функцию – перенос кислорода. А связано это с формой и размерами эритроцита. И сейчас мы это докажем. Давайте перейдем от теоретических вопросов к практическим действиям и побудем немного учеными – исследователями, изучим микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки. Перед вами инструктивные карты, Прочитайте, что от вас требуется и, соблюдая технику безопасности, приступайте к работе.

Мини-исследование
«Сравнительная характеристика эритроцитов крови человека и лягушки»
  1. Рассмотрите готовые микропрепараты крови человека и лягушки.
  2. Найдите в поле зрения микроскопа эритроциты (красные клетки) и, используя данные таблицы, сравните их.

Признаки сравнения

Эритроциты человека

Эритроциты лягушки

Количество в 1 мм 3

отсутствует в зрелой клетке

Дыхательная – транспорт О2 и СО2

Дыхательная – транспорт О2 и СО2

Какие данные вас заинтересовали?

  1. Эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека.
  2. Количество эритроцитов в 1мм3 крови человека во много раз больше
  3. Эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска, а у лягушки они овальной формы
  4. В зрелых клетках человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть.

К какому выводу вы пришли? Эритроциты крови человека отличаются от эритроцитов крови лягушки.

Объясните, чья кровь, человека или лягушки, перенесёт больше кислорода в единицу времени. Почему? Кровь человека переносит больше кислорода в единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем количестве кислорода в связи с более активным образом жизни, поэтому эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность и способствует лучшему проникновению в них кислорода. Отсутствие ядра в эритроцитах крови человека также увеличивает их ёмкость. Таким образом, мы видим, что Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении уменьшения размеров и отсутствия ядра в зрелых клетках.

– А есть что то общего у эритроцитов крови человека и лягушки? (Они красного цвета).

Красный цвет крови человечество всегда отождествляло с жизнью и здоровьем. В Древнем Египте для ограждения от болезней и «порчи» тело натирали красными красками отсюда, и пошла мода, красить губы, ногти в ярко-красный цвет. Неслучайно преобладающим цветом большинства государственных флагов является именно красный. Часто, даже не осознавая этого, люди наделяют доброе и хорошее, полезное и радостное красным цветом: красное солнышко, красный день календаря… Увидев красный цвет человек невольно обращает на него внимание: красный цвет светофора, сигнальные огни самолета, кран с горячей водой, кнопка включения приборов.

– Оказывается, ребята У некоторых моллюсков и членистоногих кровь имеет голубой цвет.

Чем это объясняется?

– Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества –гемоглобина (от греческого haima – кровь и латинского globus – шар)

В составе гемоглобина находится два составных элемента:

  1. белок глобин, являющийся основой для гемоглобина,
  2. железо в форме гемма, прикрепленное к определенным зонам белка.

В легких он присоединяет к себе кислород и становится оксигемоглобином., оксигемоглобин имеет светлую окраску и поэтому, обогащенная кислородом кровь выглядит ярко-алой и называется артериальной. В тканях это соединение распадается на кислород и гемоглобин. Кислород используется клетками организма, а гемоглобин, присоединив к себе углекислый газ, возвращается в легкие. Кровь, обогащенная углекислым газом имеет темно-красный цвет и называется венозной.

Отчет 2 группы

Название клетки

Количество 1 мм 3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Бесцветные клетки, содержат ядро, способны к амебоидному движению.

Красный костный мозг, лимфатические узлы.

От одного до нескольких дней.

Защитная (фагоцитоз) и иммунная.

– Долгое время ученые не могли определить функцию этих клеток. Их принимали за посторонние организму вещества, паразитирующие в нем.

Лишь в 1882 году (Продолжает ученик.) ученый Илья Ильич Мечников на основе опыта с прозрачными личинками морской звезды, сделал вывод о том, что эти клетки выполняют функцию защиты от внешних агентов. Он назвал эти клетки фагоцитами ( от греч. «фагос» -пожиратель, «цитос» – клетка. ) клетки -пожиратели, а явление фагоцитозом .Учение о фагоцитозе легло в основу учения о воспалении, которое, как впервые показал Мечников, не что иное, как активная универсальная реакция против болезнетворных бактерий.

Флеш-анимация
Отчет 3 группы

Название клетки

Количество 1 мм 3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

180-320 тыс. штук

Кровяные пластинки без ядра.

Красный костный мозг.

– Я думаю вы не раз замечали, что вытекающая из ранки кровь довольно быстро темнеет, густеет и застывает (то есть свертывается), образуя на месте повреждения плотную корочку. Здесь заслуга природы – онапозаботилась об организации аварийно– спасательной службы в нашем организме.Потеря 30 процентов крови для человека смертельна. Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной заплаткой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться. Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована. Но для образования такой пробки необходимо чтобы в крови били соли кальция, витамин К и некоторые другие вещества. Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свертываться не будет.

Болезнь, связанная с нарушением свертывания крови называется гемофилия. (рассказ учащегося) Ведущими симптомами гемофилии являются повышенная кровоточивость с первых месяцев жизни; подкожные, межмышечные гематомы, обусловленные ушибами, порезами, различными хирургическими вмешательствами; обильные посттравматические кровотечения; Самой известной носительницей гемофилии в истории была королева Виктория.

Гемофилией страдал сын последнего русского царя Николая Второго– царевич Алексей. .

По этой причине данное заболевание получило такие названия: «викторианская болезнь» и «царская болезнь».

4.2. Функции крови

– Итак, зная состав крови, мы можем сказать какие функции она выполняет в организме.

  1. Транспортная – Кровь приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада . Кровь доставляет к органам гормоны и другие гуморальные регуляторы.
  2. Защитная – обеспечение клеточной и гуморальной защиты от чужеродных агентов (свертывание крови, обеспечение иммунитета).
  3. Гомеостатическая — поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма)

– По составу крови можно судить о состоянии организма, т.к. она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже « наити» опухоль.

– Анализ крови может быть

  • Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ).
  • Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
  • На группу крови – у человека их 4 группы
  • На свертываемость крови

– Сейчас мы проведем медицинский консилиум. У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов. Каждая группа должна изучить показатели крови пациентов, сравнить анализ пациентов с нормой, сделать вывод о состоянии здоровья , выявить нарушения, поставить диагноз. Назначить необходимое лечение, разработать меры, препятствующие развитию болезни.

– Спасибо. На это медицинский консилиум завершает свою работу.

5. Обобщение усвоенного материала

– Вернемся к совам Клода Бернара « Кровь– зеркало организма», так ли это? (выводы учащихся)

Кровь – это река, поддерживающая жизнь и несущая её в себе. Однако такую реку вы не увидите ни в одном из природных ландшафтов…Эта река течет внутри каждого из нас.

6. Рефлексия деятельности

– Ребята, настало время подвести итоги урока. Вспомним задачи , которые перед нами столи:

  1. Изучить состав крови
  2. Изучить строение клеток крови
  3. Изучить функции крови

– Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, достигли цели урока?

– А теперь я вам предлагаю пострелять в «Рефлексивную мишень» .Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 – соответственное количество пальцев.

Разработка урока по биологии «Роль тромбоцитов в свертывании крови» (8 класс).

Данный архив содержит конспект, презентацию урока по биологии на тему «Роль тромбоцитов в свертывании крови», которые составлены для учащихся 8 класса, согласно типовой учебной программе по предмету «Биология» (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу.

Просмотр содержимого документа
«Роль тромбоцитов в свёртывании крови . 8 класс.»

Поурочный план Дата Класс ____8-ые____

Урок 29 биологии

Тема урока Роль тромбоцитов в свёртывании крови (слайд 1).

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с ролью тромбоцитов в свертывании крови.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть взаимосвязь строения и функций тромбоцитов; раскрыть их роль в свертывании крови, познакомить с факторами, влияющими на данный процесс;

Развивающие: совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом учебника, сравнивать, выделять главное, обобщать, анализировать, делать выводы, мыслить логически;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, самостоятельности в получении знаний.

Оборудование: таблицы «Кровь», «Свертывание крови», «Электронное пособие по биологии» ( ISBN 978-601-7438-01-2), презентация, приложения, физминутка для глаз.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный, репродуктивный, информационно- поисковый.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.

«Самое ценное для человека – его собственный опыт».

Содержание учебного материала

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением начнём наш урок.

II . Актуализация знаний

1). Перечислите функции крови.

2). Назовите клетки крови.

3). Почему эритроцитов в крови намного больше, чем лейкоцитов?

4). Почему появилось выражение «голубая кровь» аристократов?

5). В чём связь строения и функции эритроцитов?

6). Почему в высокогорных местностях количество эритроцитов увеличивается?

Б). Биологическая эстафета по понятиям (слайд 2):

Внутренняя среда организма

Форменные элементы крови

В). Работа по вариантам (слайды 3- 5):

Выберите и зашифруйте правильные ответы:

1. Фибриноген 4. Гемоглобин 7. Вода

2. Лейкоциты 5. Сыворотка

3. Плазма 6. Эритроциты

1. Вещество составляющие 90% массы плазмы.

2. Белок, придающий крови красный цвет.

3. Растворимый белок крови.

4.Жидкая часть крови.

5. Красные безъядерные клетки.

6. Белые ядерные клетки крови.

7. Плазма крови, лишённая фибриногена.

(1 – 7; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 3; 5 – 6; 6 – 2; 7 – 5).

Вместо точек вставьте слова и запишите их в тетрадь под соответствующими номерами:

1) Подержания внутренней среды организма …

2) Безъядерные форменные элементы клетки, содержащие гемоглобин …

3) В состав эритроцитов входит белковое вещество …

4) Бесцветные, ядерные, форменные элементы крови …

5) Явление поглощения и переваривание лейкоцитами микробов …

6) Плазма без фибриногена….

7) В плазме содержится … % воды.

(1 – гомеостаз; 2 – эритроциты; 3 – гемоглобин; 4 – лейкоциты;

5 – фагоцитоз; 6 – сыворотка; 7 – 90%)

Шкала оценивания:

«0» ошибок – оценка «5»;

III . Мотивация

Человеческая кровь – это сложная внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью и состоящая из форменных клеток: лейкоцитов и эритроцитов. Но особо важную роль в ее составе играют самые мелкие клетки – тромбоциты, с которыми мы сегодня познакомимся на уроке.

Откройте тетради, запишите тему урока « Роль тромбоцитов в свёртывании крови» (слайд 6).

Глядя на тему, сформулируйте самостоятельно цель урока.

Что мы сегодня должны узнать на уроке? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока).

IV . Изучение

А). Основные понятия и термины на уроке (слайд 7).

Б). История открытия тромбоцитов (сообщение учащихся) (слайд 9).

В). Строение тромбоцитов (слайд 10).

Используя материал на странице 124 учебника под редакцией Р.Алимкуловой и таблицу «Форменные клетки крови», дайте характеристику тромбоцитам, работая в парах.

Тромбоциты – (от греч. «тромбос» — пробка, сгусток) — бесцветные, безъядерные, округлой или овальной формы пластинки диаметром 2- 4мкм. В 1 мл крови – 180 -320 тыс. тромбоцитов. Образуются в красном костном мозге, живут 5-7 дней, разрушаются в селезенке.

А знаете ли Вы, что

если бы все тромбоциты человека сложить в ряд, то расстояние составит 2500 км — как от Москвы до Парижа.

Г. Свертывание крови — защитная реакция организма. Образование тромба (слайды 11- 15).

1. История открытия свертывания крови (сообщение учащихся).

Свертывание – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.

Используя материал на странице 124 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, составляем схему «Образование тромба»:

Повреждение сосудов→ разрушение тромбоцитов → выделение факторов свертывания →фибриноген→ фибрин →тромб.

Повреждение стенки сосуда

Ферменты плазмы (глобулины)

Тромб

Тромбопластин – белок – фермент, образуется при разрушении тромбоцитов.

Са 2+ – ионы кальция, присутствующие в плазме крови.

Протромбин – неактивный белок – фермент плазмы крови, образуется в печени.

Тромбин — активный белок – фермент.

Фибриноген – белок, растворенный в плазме крови, образуется в печени.

Фибрин – волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб).

Ретрактозин – фермент, выжимающий сыворотку из тромба, а форменные элементы

остаются. Волокна тромба сокращаются.

Д). Факторы, влияющие на свертывание крови (слайды 16 — 17).

Используя приложения № 2 и 3, работая в группах, обсудите, ответьте на вопрос:

Какие факторы влияют на процесс свертывания крови? (преобразование белка фибриногена в фибрин) и выпишите в тетради вещества, препятствующие свертыванию крови и причины несвертываемости крови.

1. Вещества, препятствующие свертыванию крови (слайд 16):

антикоагулянты – химические вещества и лекарственные средства, препятствующие свертыванию крови;

полисахарид гепарин (в печени, легких, сердце, щитовидной железе) используется в медицине для хранение донорской крови, лечения тромбозов;

белок фибринолизин в сыворотке крови, растворяет фибрин;

соли лимонной, щавелевой кислоты; гирудин (содержится в слюне пиявок) тормозят свертывания крови.

2. Причины несвертываемости крови (слайд 17):

недостаток ионов кальция, витамина К (вырабатывается микрофлорой кишечника);

тяжелые заболевания печени;

наследственные заболевания (гемофилия);

при «неправильном» переливании крови перелитые эритроциты несут чужеродные антигены, поэтому они пожираются местными фагоцитами. Массовое разрушение эритроцитов приводит к свертыванию крови прямо в сосудах.

(При «правильном» переливании крови чужеродными частицами оказываются перелитые антитела (агглютинины), их уничтожение местными фагоцитами не приводит к отрицательным последствиям).

Е). Гемофилия (слайды 18 – 20).

Все ли люди имеют такой защитный механизм, как свертывание крови?(сообщение учащихся).

После прослушивания сообщения о гемофилии, учащиеся записывают в тетради определение гемофилии.

Гемофилия— это неспособность крови к свертыванию в результате отсутствия в плазме особых белков.

Работа в группах

V . Физминутка

(слайд 21):

Физминутка для глаз.

VI . Закрепление:

1. Почему свернувшаяся кровь красная?

2. Почему свертывание — защитная реакция организма?

3. Может ли свернуться кровь внутри сосудов? При каких условиях? Чем опасно это свертывание?

Б). Вставьте пропущенные слова (слайд 22):

При разрушении тромбоцитов, происходит выделение _______, в присутствии которого и ионов_____ , и ферментов плазмы _____ происходит превращение _____ в _____, под

действием которого ______ превращается в _______________ и образуется сгусток крови.

Плазма крови без _____ называется _____.

Ответ:

тромбопластин, Са 2+ , глобулин, протромбин, тромбин, фибриноген, фибрин, фибриноген, сыворотка.

VII. Подведение итогов:

( слайд 23).

Учащиеся самостоятельно, работая в малых группах, делают выводы урока.

1. Тромбоциты — уплощенные безъядерные клетки крови участвующие в процессе свертывания крови.

2. Свертывание крови — это защитная реакция организма, выражающаяся в остановке кровотечения (образовании сгустка) при повреждении сосуда.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Работа в малых группах

( слайд 24).

Творческое задание:

составьте ребус по теме «Роль тромбоцитов в свертывании крови».

IX . Рефлексия:

( слайды 25 — 26).

Что нового я узнал сегодня на уроке?

Что было особенно интересным и познавательным?

В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?

Литература и Интернет- ресурсы:

Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.

«Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2).

Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с.

Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.

А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

ГА.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.

В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.

И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с

yandex.kz/images› рисунки тромбоцитов

yandex.kz/images› рисунки свертывание крови

900igr.net › …biologija…krov… Svertyv anie- krovi .html

prezentacii.org › …po… svertyv anie- krovi .html

ppt4web.ru › Биология › svertyv anie- krovi .html

Приложение № 1:

В марте 1842 года во Франции Александр Донне сообщил об открытии новых форменных элементов, которых он назвал кровяными пластинками . Но в то время считали, что эти мельчайшие частицы не играют никакой роли в организме. Детально их описал итальянский врач Биццоцеро в 1882 году. Кровяные пластинки стали называть бляшками Биццоцеро. Джулио Биццоцеро (1846–1901). Врач, патолог и гигиенист, отец итальянской гистологии. Окончил Павийский университет в 20 лет, через год (!) возглавил в нем лабораторию экспериментальной патологии, а в 26 лет основал в Турине Институт общей патологии. Один из пионеров применения микроскопа в медицине и описания микроскопической структуры тканей. Его имя связывают с открытием роли тромбоцитов (бляшек Биццоцеро) в свертывании крови и десмосом (узелков Биццоцеро) в шиповатых клетках эпидермиса. Биццоцеро известен также благодаря работам по гемопоэзу и глазному фагоцитозу.

Приложение № 2:

Свертываемость крови первым начал изучать Александр Шмидт. В то время существовало несколько гипотез, связанных с причинами свертывания крови. Самой распространенной была гипотеза о том, что кровотечение останавливается из-за соприкосновения с атмосферным воздухом. Также считали, что кровь свертывается вследствие нагревания или из-за того, что кровь, выпущенная из сосуда, становится неподвижной.
Шмидт видел причину не во внешних воздействиях, а в свойствах самой крови.

Рассматривая под микроскопом сгустки крови, образованные после ранения сосудов, Шмидт видел волокна – фибрин. В 1859 Шмидту удалось выделить вещество, активизирующее предшественника фибрина – фибриногена. Он назвал его фибринородным (впоследствии его назвали тромбином). Шмидт открыл сам механизм свертывания крови: сначала в крови появляется тромбин, он действует на фибриноген, превращая его в фибрин. Шмидт думал, что тромбин образуется в результате распада лейкоцитов. Несмотря на эту ошибку, Александра Шмидта считают создателем первой школы коагуологии (науки о свертывании крови) в России.
Дело Шмидта продолжил немецкий врач Пауль Моравиц. В 1904 году он опубликовал статью о том, что в свертывании крови ключевую роль играют кровяные пластинки с помощью протромбина, превращающегося в тромбин только под воздействием ионов кальция.
В 1914 году американский хирург Харуэлл взялся за изучение антисвертывающей системы, которая препятствует образованию тромбов. В 1916 году ему удалось выделить вещество, предупреждающее свертывание из печени собаки. Это вещество было названо гепарином. Его стали синтезировать с 1933 года и с тех пор активно используют в медицине.
В тридцатых годах был открыт новый витамин – витамин К, авитаминоз которого ведет к снижению уровня протромбина в три раза.
В середине века в разных точках мира были отрыты 13 плазменных факторов свертывания крови. В 1966 была сформулирована теория последовательной активации факторов свертывания.

Приложение № 3.

Антикоагулянты — вещества, замедляющие свертывание крови. Гепарин представляет собой мукополисахарид, вырабатываемый в организме тучными (базофильными) клетками. В большом количестве он содержится в печени, легких, в меньших количествах — в скелетных мышцах, сердечной мышце и селезенке. Гепарин постоянно присутствует в животном организме и проявляет характерный для него эффект — препятствует свертыванию крови. Гирудин — продукт, вырабатываемый шейными железами пиявок. Гирудин предотвращает свертывание крови благодаря тому, что препятствует действию тромбина на фибриноген. Гирудин не выпускается как лекарственный препарат. Для лечебных целей применяются живые пиявки. Белок фибринолизин в сыворотке крови, растворяет фибрин. Соли лимонной, щавелевой кислоты тормозят свертывания крови.

Приложение № 4.

Из всех нарушений свертываемости крови наиболее известен наследственный недуг гемофилия. Он поражает только мужчин, но женщины могут быть его носителями и передавать своим сыновьям. Впрочем, это довольно редкое заболевание, поражающее примерно одного мальчика из 10 000. Гемофилию порождает отсутствие в крови одного из свертывающих факторов, плазменного белка, известного как антигемофилический глобулин или фактор VIII . Даже мелкий порез может вызвать сильную кровопотерю, и больные нередко страдают от внутренних кровотечений без видимой причины. В прошлом большинство таких больных умирало в детстве. В наши дни им делают переливания крови и инъекции извлеченного из плазмы фактора VIII , что позволяет вести нормальный образ жизни.

Читайте также:  Диатез у детей лечение симптомов, чем можно мазать на щеках и теле
Ссылка на основную публикацию
Фемилекс — официальный сайт
Фемилекс в Иркутске Фемилекс Инструкция по применению Цена на Фемилекс от 521.00 руб. в Иркутске Купить Фемилекс в Иркутске можно...
Ушные капли для детей; при отите, боли в ухе и воспалении лекарства с антибиотиком
Лечим отит правильно! Если взглянете на аптечный прилавок или витрину в поисках ушных капель, то обнаружите ту самую классическую ситуацию:...
Ущемленная грыжа причины, диагностика, симптомы, классификация (характер ущемления, локализация), ле
В чем опасность ущемленных грыж? К чему могут привести такие осложнения? Ущемленная грыжа является осложнением того или иного вида грыж,...
Фемостон ® 210 инструкция по применению, показания
Фемостон 2/10 Фемостон является заместительным лекарством, восполняющим недостающий половой гормон в женском организме. Доктора его назначают при раннем климаксе или...
Adblock detector